Rate this item
(0 votes)

Автомобильные аудиосистемы

По каким критериям выбирать акустику?

В этом вопросе самое главное уяснить, чего вы ждете от аудиосистемы автомобиля: ограничитесь ли вы заменой головного устройства и динамиков или же впоследствии дополните систему внешним усилителем и сабвуфером. К сожалению, проверить характеристику акустики в "походных" условиях не представляется возможным. Поэтому приходится верить производителям на слово. На ценник и качество звука влияет целый ряд факторов: материалы магнита, диффузора, подвеса, тип системы, а также чувствительность акустики. Многие автолюбители допускают серьезную ошибку, приобретая в комплект к усилителю динамики с высокой чувствительностью. Это просто выброшенные деньги. Об акустике на основе ферритных магнитов многое может сказать и внешний вид самого динамика. Чем больше масса магнита, тем большую мощность можно подводить к динамику и тем выше планка номинальной мощности. Правда, бывают и исключения из правил. Взять, к примеру, акустику фирмы Morel. В ее основе лежат совершенно другие технологии. При этом такие динамики отличаются меньшим весом и гораздо лучшими характеристиками. Однако позволить себе такую акустику смогут лишь избранные: стоимость некоторых систем переваливает за 1000 долларов.

Верить ли данным мощности, указанными производителями?

Не стоит большого значения придавать мощности аудиоаппаратуры. Зачастую это всего лишь рекламный трюк производителей. Даже школьник знает, что электрическая мощность определяется напряжением и сопротивлением нагрузки. Как известно, напряжение в автомобильной сети 12 вольт. При высоких оборотах генератора (во время движения) напряжение на борту автомобиля может подскочить до 14 вольт. Потолок - 14,4 вольта. При этом все производители автомобильной техники закладывают максимальное расчетное значение сопротивления для акустики 4 ома. Несложные расчеты убедят вас в том, что в таких условиях по закону Ома магнитола выдаст около 52 Вт на канал. Все нормальные измерения мощности аппаратуры производят на синусоидальном сигнале. Только в автомобильных "головах" да еще в китайских "мыльницах" указывают пиковую мощность, которая для синусоидального сигнала вдвое (а то и более) больше средней. Средняя же мощность для идеального мостового усилителя рассчитывается по действующему напряжению бортовой сети, т.е. 12 В/2 = 8,484 В. А средняя мощность - соответственно 8,484/4 = 18 Вт. Причем это в теории. На практике еще меньше. К тому же не следует забывать, что это пиковое значение. Усилитель магнитолы при таком напряжении просуществует непродолжительное время. Несмотря на то что все производители акустики делают ее с запасом, при пиковой мощности динамик тоже вряд ли протянет больше 5 минут. Поэтому все продавцы автомобильной аппаратуры настоятельно рекомендуют придерживаться номинальной мощности, искажения при которой не превышают 10-15%. Только в этом случае музыка действительно будет радовать слух.

Мощнее - значит, лучше?

Итак, мы выяснили, что мощности необходимо столько, сколько акустика сможет преобразовать в звук без искажений. При этом не следует забывать о таком факторе, как баланс мощности. Не удивляйтесь, когда вместо штатной магнитолы вы поставите современный CD-ресивер и услышите, что звучание стало хуже: вы нарушили баланс мощности. Увы, впоследствии вам придется разориться на приличную акустику. Небольшому динамику сложнее всего воспроизвести бас. Когда баса подводится много, на большой мощности захрипит даже очень приличная акустика. Поэтому для получения оптимального баланса на "перед" выводят сигнал без баса, а на "зад" устанавливают динамики с большой площадью диффузора, на которые и выводят сигнал с небольшим избытком баса. Причем предпочтительнее динамики круглой формы. Они излучают звуковую волну с меньшими искажениями, чем овальные. Для этих целей лучше выбирать "двадцатки" (20 см в диаметре). Посмотрите, звук разительно изменится. Передние динамики избавятся от перегрузки, звук приобретет чистоту и яркость, а задние овалы дополнят звуковую сцену недостающим басом. Все бы хорошо, но такую "развесовку" баса позволяют сделать лишь усилители магнитол или CD-ресиверов Pioneer (функции FIE, SFEQ). Остальным же для достижения такого звука без внешних усилителей с разделительными фильтрами и преобразователями питания не обойтись.

Двух-, трех- или четырехполосную акустику лучше использовать для получения качественного звука?

Это, пожалуй, наиболее частый вопрос при проектировании высококачественной автомобильной аудиосистемы. Сразу оговоримся, что коаксиальная фронтальная акустика не годится для этих целей. Исключением могут стать разве что двухполосные коаксиальные громкоговорители в качестве комбинированных СЧ/ВЧ излучателей. Двухполосная компонентная фронтальная акустика, как и всякая компромиссная конструкция, тоже имеет свои недостатки: получить правильную звуковую сцену и хороший баланс затруднительно. Более всего для этих целей подойдет многополосная рассредоточенная фронтальная аудиосистема. Причем под словом "много" подразумевается скорее "три", поскольку широкого наступления четырехполосных систем в ближайшем будущем не предвидится.
Следует также добавить, что получение качественного звука - задача сложная. Практически каждый автомобиль требует индивидуального подхода и целого комплекса работ, куда могут входить шумо-, виброизоляция салона, подготовка мест установки динамиков, прокладка более качественной проводки и т.п. Здесь много "подводных камней", и результат зависит от мастерства установщика, желания и финансовых возможностей автовладельца.

Штекеры или скрутка?

Это извечный вопрос установщиков аудиоаппаратуры. Одни специалисты предпочитают работать по старинке. К преимуществам скрутки относят плотность контакта и неразрывность соединения. Вторые установщики (новая генерация) предпочитают штекеры. Трудно сказать, на чьей стороне истина. Но будущее скорее все-таки за разъемами ISO. Во-первых, штекеры существенно сокращают время установки аудиоаппаратуры. Во-вторых, они защищены от окисления и коротких замыканий. В-третьих, само соединение становится разъемным. При ремонте или диагностике головного устройства его можно легко демонтировать. Наконец, разъемы ISO просто выглядят более эстетично. В последние годы ISO-разъемы устанавливаются заводами-изготовителями практически на все европейские автомобили, а также на некоторые марки, сделанные для Европы. Сейчас большинство современных головных устройств либо имеют встроенный ISO-разъем, либо комплектуются соответствующим переходником. По антенным штекерам пока нет единого мнения. Более распространенным остается DIN ("штырь"), в Европе упорно ставят ISO ("таблетка"). Поэтому иногда при установке требуется переходник (идет в комплекте с устройствами Kenwood, Sony и некоторыми другими), особенно при наличии штатной антенны у европейских автомобилей.

Скачать прайс

Покраска авто XXI века © 1995—2011 Re-styling.ru